Четвертая часть GTA выводит знаменитый сериал на такой уровень, что в вымышленных ситуациях ни на секунду не покидает ощущение реальности происходящего. Задания в стиле "убей всех гаитян за ограниченное время" остались в игрушечном прошлом, теперь — все серьезно. Секс, алкоголь, нецензурная лексика, преступление и наказание, жизненные драмы и реалистичное поведение автомобилей. Вот уж действительно — уберите детей от экранов.
В GTA IV авторы возвращают поклонников на улицы Либерти-Сити, знакомого еще по революционной Grand Theft Auto III (которая не Vice City и не San Andreas). Мегаполис, во многом скопированный с Нью-Йорка, традиционно раскинулся на нескольких соединенных скоростными магистралями островах, большая часть которых изначально закрыта для игрока. Но даже на том клочке американской земли, куда он попадает натурально с корабля на бал, развлечений достаточно на целую неделю.
— Ваши документики. Как это нет регистрации?
Либерти-Сити живет полноценной жизнью многомиллионного человеческого улья. По улицам колесят автомобили и мотоциклы, в небе величественно проплывают авиалайнеры и торопливо снуют вертолеты, прибрежные воды бороздят катера и яхты. Если остановиться и понаблюдать за горожанами, можно увидеть массу интересного. Вот хорошо одетый мужчина присел на лавочку и раскрыл газету. На соседней улице девушка, забыв о фигуре, покупает у лоточника аппетитный гамбургер. По тротуару сломя голову несется сомнительного вида паренек, за которым, на ходу вызывая подкрепление, гонится полицейский. На перекрестке столкнулись два автомобиля, и создавшие пробку водители топчутся на проезжей части, осыпая друг друга отборной бранью (иногда — на чистом русском). А вот какой-то лихач сбил пешехода прямо на переходе и теперь к безумной какофонии из автомобильных сигналов и обрывков фраз добавился истошный вой сирены скорой помощи.
Передвижения по городу несколько затрудняет тот факт, что весь личный автотранспорт (а личным он становится в GTA известно как; причем сцены угона теперь гораздо разнообразнее) стал куда более капризным в управлении. Вы легко почувствуете разницу между переднеприводной "легковушкой", полноприводным джипом и заднеприводным "спорткаром". Какой-нибудь чрезмерно разогнавшийся "мустанг" на повороте срывается в красивый занос так, словно дело происходит в серьезном автосимуляторе. Правда, потом он вылетает на тротуар, сшибает несколько почтовых ящиков, поднимая в воздух кипу бумаг и, наконец, расплющивает о стену незадачливого пешехода. Такие сцены в разных вариациях регулярно повторяются, но никогда не надоедают. И хотя удержать машину на дороге стало сложнее, к этому довольно быстро привыкаешь.
Сцена из любого фильма про ограбление машины-с-деньгами
Если добираться до места назначения самостоятельно по каким-то причинам лень, всегда можно воспользоваться общественным транспортом. Например, прокатиться на заднем сиденье такси, вовсю крутя головой и разглядывая улицы из окна автомобиля. Побыть в Либерти-Сити простым туристом — это тоже огромное удовольствие. Вопрос "куда податься?" обычно не стоит. В городе предостаточно живописных мест и крайне интересных заведений. Помимо осмотра достопримечательностей, типа местной "статуи свободы", можно заглянуть в стриптиз-клуб, где танцовщицы с поразительной грацией вытворяют трюки, которые увидишь не в каждом настоящем шоу, или поправить здоровье в любимой закусочной, или выпить в баре (готовьтесь к приключениям по дороге обратно домой: вести машину в алкогольном дурмане, когда экран раскачивается, словно утлое суденышко в девятибалльный шторм, совсем не просто). Можно, наконец, отправиться за покупками в ближайший магазин одежды или оружия. Плюс боулинг, дартс, бильярд, электронные автоматы — набор доступных мини-игр можно смело выпускать на отдельном диске.
Случайные знакомства
Все эти прелести заморской жизни игрок вкушает от лица Нико Беллика, эмигранта из Восточной Европы (то ли серб, то ли босниец), бегущего от призрачных воспоминаний и вполне материальных "кредиторов", мечтающих спустить с него шкуру. Предыдущие эпизоды серии славились неплохими криминальными сюжетами, но ни один из них не идет ни в какое сравнение с новой историей по глубине и драматизму, а также по проработке характеров. А диалоги тут такие, что вполне могли бы прозвучать в фильме Тарантино или Гая Ричи.
Перед тем, как кого-то умрет, по сюжету обычно запланирован убойный диалог
Прокладывая свой путь к "американской мечте", Нико встречает самых разных людей. Одних он убивает, для других выполняет работу, с третьими делит постель — на роль пассии претендует множество хорошеньких девушек. Но если ликвидировать человека относительно просто, то для того, чтобы завести с ним дружбу, придется приложить усилия. Любовниц и приятелей нужно регулярно "выгуливать", посещая с ними бары, рестораны и развлекательные центры — взамен вы получите удовольствие от приятно проведенного времени и некую выгоду. Например, растаявшая от внимания и заботы леди позовет новоиспеченного бойфренда к себе домой на чашку "горячего кофе" (однако подсмотреть за их постельной сценой и тем более поучаствовать в ней на этот раз не удастся — придется довольствоваться характерными звуками). Пить с товарищами еще полезнее. Расположив к себе того или иного героя, Нико получит от него реальную помощь: кто-то продаст оружие со скидкой, кто-то предоставит напарников для опасной затеи, кто-то предложит "по блату" прибыльную шабашку.
Не звони мне больше!
Для связи со знакомыми используется полноценный сотовый телефон. В любой момент вы можете позвонить другу или врагу, а также ответить на входящий вызов, среди которых попадаются как деловые предложения, так и приглашения на очередную попойку. С помощью "мобилы" легко вызвать скорую, если Нико серьезно ранен, а заведений общепита поблизости нет. Операторы службы "911" даже вышлют по запросу полицейский патруль — отличный способ сэкономить время, если для выполнения миссии нужен автомобиль с мигалкой. Наконец, город пестрит разнообразными рекламными плакатами, на которых указаны номера телефонов — как ни странно, их тоже можно набрать.
К четвертому эпизоду серия наконец-то доросла до правдоподобной воды
Иногда кажется, что в GTA IV есть вообще все, что нужно для жизни. Даже свое телевидение с несколькими каналами и смешными ток-шоу, внутриигровой Интернет с сайтом знакомств, объявлениями о продаже автомобилей, новостной лентой и почтовым спамом; это уже не говоря о радио, которого всегда было много, а теперь появилась станция "Владивосток FM" с русскоязычной музыкой. Можно вообще прикинуться простым обывателем — сидеть в своей обшарпанной "норе", уткнувшись в телек, иногда встречаться с женщиной, пить пиво с двоюродным братом Романом и друзьями и, например, кататься на мотоцикле по хайвеям, пугая своими маневрами водителей.
Но настоящий Нико, конечно, не такой. Стремление к американской мечте гонит его по извилистой дорожке буквально через все статьи уголовного кодекса, благо он не особо боится испачкать руки. Бандитские разборки, погони, грабежи и убийства, наркотрафик — скучать, в общем, не приходится. При этом во-первых, радует разнообразие заданий, а во-вторых, с новой боевой системой стали куда приятнее перестрелки. К примеру, герой научился прятаться за стенами и коробками, ведя из укрытий прицельный или "слепой" огонь. Враги тоже не подставляются под пули и стараются забиться в безопасный угол, поэтому чуть не каждая стычка сопровождается перебежками от забора к забору и тактическими маневрами с попыткой зайти неприятелю в тыл.
Люди в городе
Было бы глупо "похоронить" все боевые новации в однопользовательской игре, но в Rockstar глупостей не делают. В GTA IV реализовано больше десяти многопользовательских режимов, включая "кооператив" на четырех участников. Правда, полноценного совместного прохождения сюжетной кампании авторы все же не предусмотрели.
Копы не оставят нас в покое даже в мультиплеере
Чтобы попасть в мультиплеер, достаточно выбрать соответствующий раздел в меню сотового телефона — похожий принцип был реализован в Burnout Paradise. При этом если запустить режим Free Mode, окружающий мир вообще не изменится, в нем лишь появится до пятнадцати других игроков. Никаких конкретных задач перед ними не ставится: можно просто разъезжать по улицам Либерти-Сити, развлекаясь, как заблагорассудится. Город же продолжает жить своей жизнью: пешеходы спешат по делам, проститутки в злачных кварталах торгуют собой, полиция ловит преступников.
С учетом всех доступных развлечений создатели намеревались довести время прохождения игры до 100 часов, но многие поклонники наверняка просидят за GTA IV не один месяц. Около тридцати часов занимает лишь сюжетная кампания, оторваться от которой так же сложно, как от первоклассного криминального сериала. Но кроме основных миссий гениальный проект предлагает непаханое поле дополнительных аттракционов, не говоря уж о площадке для собственных экспериментов. Что произойдет, если Нико утопит свою подружку? Можно ли познакомиться по Интернету с геем? Получится ли столкнуть лбами полицейских и частных охранников? Чем богаче фантазия, тем больше возможностей открывает игра, а если вспомнить еще и о запланированном дополнительном контенте, то жизнь в Либерти-Сити никогда не превратится в рутину.